Масштабная выставка-исследование, рассказывающая об истории известного во всем мире архитектурного направления. Выставочный проект организован при поддержке Транспортной группы FESCO.

Эпоха конструктивизма связана со временем строительства нового мира, в ходе которого формировалась и последовательно создавалась модель «нового человека», — осознанного, физически и интеллектуально развитого. Архитекторы-конструктивисты, чей внутренний импульс совпал с социально-политическим запросом общества, стали проектировать и создавать условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец могли бы счастливо жить и работать.

Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов. Выставка позволяет рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов не только утилитарную, но и социальную функцию, направленную на улучшение реальной жизни людей.

В экспозицию вошли свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории московской архитектурной школы (МАРХИ), архиве Александра Родченко и Варвары Степановой, МИРА коллекции, частном собрании Романа Бабичева и других.

В фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

В одном пространстве собраны проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского,  раньше и дольше всех применявших функциональный метод, заключавшийся в решении конкретных утилитарных задач нового советского государства. А также их учеников и единомышленников — Михаила Барща, Николая Соколова, Григория Симонова и др. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств — редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской Александра Никольского — специально отреставрированы к выставке. Впервые показан почти не известный широкой публике архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного и комфортного нахождения в них.

Выставка поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное — становится фантомом, запертым в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей и роскошно оформленных фасадов.
----------------------------------------------------------------------
Кураторы: Полина Стрельцова и Ирина Финская
Архитектура выставки: архитектурное бюро Treivas
Графический дизайн: Faro Studio
----------------------------------------------------------------------

Выставка «Работать и жить» становится отправной точкой для Центра «Зотов» в работе с региональным авангардным наследием — его популяризацией и актуализацией, объединением специалистов и аккумулированием знаний о направлении со всей России. Один из разделов экспозиции, в котором наиболее ярко отразились процессы советской индустриализации,  — «Урало-Кузбасс» — подготовлен совместно с кураторской группой из проектов «Территория авангарда» (Екатеринбург) и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Кураторами раздела выступили: Лариса Пискунова, Александр Думчиков, Евгений Дубровин и Карина Ляникова.

Составить более полное представление об экспозиции позволит каталог к выставке. Альбомную часть, представленную предметами из собраний более чем 45 музеев, библиотек, архивов и частных коллекций, дополняют научные статьи современных российских и иностранных исследователей, а также оригинальные тексты зодчих-конструктивистов, позволяющие проследить эволюцию архитектурной мысли 1920–1930-х годов.

В рамках выставки проходит насыщенная параллельная программа, которая будет условно поделена на два блока: «работать» и «жить», образовательное и досуговое направления. Посетителей ждет лекционный курс под кураторством искусствоведа и историка архитектуры Марка Акопяна; цикл «Хлеб. Соль. Уголь» от Политехнического музея, который позволяет лучше разобраться в механизмах работы промышленных предприятий; а также архитектурные мастер-классы и воркшопы от уральского проекта «Территория авангарда». Также к экспозиции «Работать и жить» организован тематический книжный клуб — читатели обращаются к классическим произведениям 1920–1930-х. Героями встреч становятся Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Ильф и Петров и другие культовые авторы.

Специально к выставке «Работать и жить» вышел новый выпуск междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение» musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива составили плейлисты, которые позволяют погрузиться в контекст выставки и устроить персональную медитацию наедине с авангардным искусством. Программу сопровождают концерты, вдохновленные новой экспозицией.

К выставке разработана инклюзивная программа для самой разной аудитории, включающая различные экскурсии, в том числе с тифлокомментированием, и мастер-классы на русском жестовом языке.

Концептуально продолжит блок «жить» специальная программа «Зотов.Кино» — «Санаторий». Пространство санатория будет рассмотрено в двух аспектах. Как кинематографический образ на примерах из фильмов, действие в которых разворачивается непосредственно на курортах. И как процесс созерцательного отдыха, погрузиться в который можно при просмотре экспериментальных картин.

Генеральный партнер

ВТБ лого

При поддержке

Радиопартнер

Монте Карло радио

Профильный медиапартнер

TANR newspaper

Информационные партнеры

rtvi
правила жизни

Билетные партнеры

афиша
яндекс афиша
смартбилет

Выставки и события

01.06.23 - 29.06.24
Детям
Занятия по абстрактной живописи